В старину женщины часто скрывали свое «интересное» положение. Верили, что если беременность и час родов утаить, то женщина родит легко, в противном случае ей будет очень больно и трудно. Перед родами обязательно ходили в церковь, где самой роженице или кому-то из её родственников священник давал так называемую «родильную молитву» – благословение на этот женский подвиг.
Очень интересный обычай был связан с ролью отца. Когда у роженицы начинались потуги, всех мужчин, в том числе и мужа, выгоняли из дому. А когда уже младенец появлялся на свет, то кума или какая-нибудь другая близкая родственница, угощала вновь испеченного отца кашей. Но перед этим заставляла съесть такую смесь: горчица, перец, хрен, соль, уксус, сахар с небольшим количеством каши. Это блюдо знаменует страдания роженицы, и муж, съедая эту смесь, таким образом приобщался к ним, тоже хоть как-то «пострадал».
После родов все родственники, которым сообщалось о прибавлении семейства, присылали к роженице так называемую «порушку» – особое варево из сухих ягод малины, подслащенное медом или сахаром. А ведь действительно отвары малины способствуют быстрому заживлению родовых разрывов, снимают болевые ощущения, напряжение мышц.
А вот у калмыков были, пожалуй, зверские способы помощи при родах. Когда приходило женщине время рожать, за несколько дней до этого приглашали здорового мощного мужика, которого привечали каждый день, угощали вкусно и сытно. И когда начинались у роженицы схватки, этот мужчина садился на пол, сажал её к себе на колени и крепко сжимал роженицу, начиная от грудей и опускаясь до самого лона.
Это давление продолжалось до тех пор, пока не показывалась головка младенца. Этот момент караулила повивальная бабка, которая давала знать стоящим за окном людям, и те начинали стрелять из ружей, чтобы напугать тем самым роженицу и ускорить процесс выхода ребенка…
Рождение младенца обычно праздновалось: в эту честь устраивались столы, приглашались близкие родственники. В дом к родильнице не приходили без подарка, давали деньги. Новорожденного никому не показывали до крестин: боялись дурного глаза. А крестили в старину на восьмой или на сороковой день, выбирая имя по святцам.
Все женщины знали охранительные молитвы для своих чад, читали их часто, а на ночь, перекрестив младенца, просили Ангела Хранителя сторожить чистый младенческий сон.